Финансовый кризис в гусином хозяйстве

| Богатовские новости

«Как сохранить своё личное подсобное хозяйство и не сократить приличное поголовье домашней птицы в условиях финансового кризиса?» — на этот вопрос пока не может найти ответ птицевод с 20-летним стажем из Арзамасцевки Александр Нижегородцев.

Кризисные явления, похоже, добрались и до личных подсобных хозяйств некоторых сельчан. Взять, к примеру, ЛПХ Александра Нижегородцева из Арзамасцевки, который вот уже 20 лет успешно занимается птицеводством. Кризис, как говорит сам Александр Владимирович, привёл к тому, что теперь ему придётся сокращать довольно приличное стадо гусей в 300 голов и уток в 100 особей чуть ли не вдвое.

Серьёзно разведением птицы Александр Нижегородцев начал заниматься в начале 1990-х годов, когда он, ещё работая в родном колхозе, купил инкубатор на 100 яиц и начал выводить потомство от своих кур, уток и гусей. Но со временем ему пришлось приобрести инкубатор уже на 500 яиц, благодаря чему хозяйство Нижегородцева из обычного подворья выросло до размеров приличной мини-фермы, состоящей из 8-10 тысяч цыплят бройлеров и нескольких сотен гусей и уток. Естественно, чтобы содержать такое количество пернатых, Александру пришлось уволиться из колхоза. «Ведь всё хозяйство лежало на моих плечах,» — рассказывает Нижегородцев.

Со временем от серьёзного разведения бройлеров пришлось отказаться, и арзамасцевский птицевод последние лет 5 содержит порядка 300 гусей да 100-200 уток. Как говорит сам Александр, по-хорошему стадо ежегодно следует обновлять. Для этого обычно каждый год он закупал по несколько десятков (а порой и сотен) гусиных и утиных яиц на специализированных фабриках в Чувашии и Башкирии. Однако прошлой осенью ввиду кризиса Нижегородцев даже за яйцами не ездил. Ведь если разобраться, то только последний годовой запас пшеницы у Александра Владимировича «съел» по меньшей мере 110 тысяч рублей из семейного бюджета. И это ещё не считая закупки минеральных удобрений и шрота подсолнечника, которые в обязательном порядке должны входить в рацион гусей и уток. А вот сумму общей прибыли от своего хозяйства Нижегородцев без лукавства называет цифрой «около 100 тысяч рублей в год». Поэтому по сути нерентабельность своей мини-фермы птицевод из Арзамасцевки объясняет просто: «Повсеместный кризис, который отразился, прежде всего, на повышении цен на корма и отсутствии денег у населения». В этой ситуации любой начнёт искать пути выхода и включать «программу экономии». Но, как делится Нижегородцев, если сэкономишь, к примеру, на минеральных добавках, потеряешь в количестве и качестве яйца.

Александр рассказал нам десятки случаев из его практики птицевода, когда он сильно рисковал «прогореть» в своём деле. К примеру, однажды он в очередной раз собирался ехать за яйцом в Башкирию, а необходимых денег на покупку на тот момент не было. Поэтому ему пришлось сразу двух быков и корову зарезать, чтобы выручить требуемую сумму на покупку яиц. Реакция матери Александра на такой рискованный шаг была соответствующей, она сказала сыну: «Смотри, Сашка, если ничего не выведешь, можешь залезать на дом и прыгать оттуда.» Однако, тогда, слава Богу, всё обошлось — выводок получился практически стопроцентный.

Как вспоминает Нижегородцев, в разные времена были всякие трудности, но таких, как в последние 2 года, — ещё никогда. Ведь сейчас Александру Владимировичу все заработанные от продажи своей продукции деньги приходится вкладывать в дальнейшее развитие хозяйства. Поэтому в ближайших планах у Нижегородцева, если финансовый кризис так и не отступит, — сократить своё поголовье практически вдвое. «А, может, это и к лучшему, — шутит птицевод из Арзамасцевки, — ведь кризис мне даст возможность больше отдыхать.»

Источник