На войну Александр Иванович Полубесов был призван восемнадцати лет из-под Калуги.
— В начале июня 1941, — рассказывает мой собеседник, — собрали нас, пацанов безусых, на переподготовку. «Учитесь воевать, а там, возможно, придется Родину защищать!» — сказал командир подразделения.
Снарядили призывников подводами, запряженными в крепких лошадей. С ними призывники и вышли к Дону. Там же остановился обоз, распрягли лошадей, определили ездовых в ночное. Подготовили из двадцати человек ночную разведку, в которой первое обучение разведчика и прошел Полубесов.
В населенном пункте близ Дона призывникам приказали провести разведку.
— Мы обошли все село,— вспоминает Александр Иванович, — нигде никого не обнаружили. Вышли в центр села, где располагался «засекреченный» штаб. Под шум ночной грозы распахнули окна, вскрыли двери и громко объявили спавшим там командирам : «Вы арестованы, руки вверх!». И хотя это задержание было чуть ли не учебным, большинство задержанных кинулись в бега. Это происшествие свидетельствовало, что грядет война.
-21 июня я только успел порадоваться возвращению в родной дом под Калугой, повстречаться с родными, намеревался отдохнуть, как ранним утром, на рассвете, услышал какой-то шум, плач, непривычную суету и беготню. «Видно что-то произошло в доме, с кем-то из сестер что-то произошло»,— подумал я . Все сестры были старше меня, уже работали, вот и волновали меня их судьбы. Но не успел я подняться для выяснения ситуации, как в комнате со слезами на глазах появилась мать и объявила:
-Война! О нападении объявили по радио!
Направили юного призывника, который уже успел прикоснуться к разведке, в отряд особого назначения, призванного выходить на выручку в сложных ситуациях основным войскам. Это была спецбригада, возглавляемая полковником Лысенко. В бригаду входило три батальона, три взвода особого назначения, несколько специальных рот. В одну их таких рот и был зачислен Полубесов.
Александр Иванович вспоминает случай, когда лейтенант в критической ситуации приказал ему возглавить отделение вместо погибшего командира . Полубесов отделение принял, но бывалые фронтовики не принимали молоденького солдатика за командира.
— А ты подрисуй на петлицах треугольники, — посоветовал ему пожилой фронтовик. — Вот и будешь командовать отделением. Главное, успешный результат.
Пришлось рядовому нарисовать на петлицах красные треугольники. В них и повел он отделение в бой, в котором удалось сохранить весь боевой состав, за что получил первую боевую награду. Однако треугольники после боя он стер. Не желал рядовой ходить в ложных командирах.
Вспоминает Александр Иванович и бои за деревню Ромуш.
— Ромушь мы должны были освободить по приказу Сталина, — рассказывает Полубесов. — Ромушь казалась тихой, пустынной деревней.Мы еее окружили и приготовились к решительному наступлению.
— Да что тут наступать-то? – удивлялись молодые малообстрелянные бойцы. Вот будет приказ , и возьмем ее одним махом.
Однако, когда поступила команда подниматься в наступление, батальоны были тут же прижаты к земле. Немцы с высотки так пристреляли участок, что невозможно было сделать ни одного шага.
— До ночи мы пролежали под огнем, — вспоминает Александр Иванович. — И лишь ночью разведчики нашей роты сумели зайти в Ромушь с тыла и напасть на врага, освободив деревню, тем самым закрыть в этом направление наступление на Москву.
Вспоминает Полубесов и то, как довелось ему в одном из боев в Подмосковье снабжать батальон боеприпасами.
— Немцев мы тогда остановили, — рассказывает он. – А вести дальнейший бой не могли. Патроны кончились, все боеприпасы были расстреляны. Наступала ночь. Вот поступил моему отделению приказ завезти на передовую боевые патроны. Дело было осенью. Мы на лошадях , колеса телег по ступицу в грязи. Сами в валенках по колено в воде. Куда деваться? Лошади груз не тянут. А впереди не менее трех километров. Вот и пришлось нам эти три километра тащить ящики с патронами на себе. Подгонять за собой полупустую лошадиную тягу. Лишь к рассвету доставили мы ценный груз. Так разведчики обеспечили батальону успешное наступление.
Далее Александр Иванович вспоминает бои за Берлин.
— За взятие Рейхстага бои шли наиболее ожесточенные. Наша задача состояла в том, чтобы вылавливать фашистов, охотящихся за знаменосцами. С этой задачей мы прекрасно справились.
После войны Александр Иванович некоторое время живет в Узбекистане, потом в Калуге. Годы спустя приехал жить в село Богатое.
Полубесов Н.А. (справа) с фронтовыми товарищами
В. Былинин